Проект для старшего дошкольного возраста

22 февраля 2014

Проект для старшего дошкольного возраста.

Проект для старшего дошкольного возраста.

Тема: "Мини-музей «Цветы для мамы”

Актуальность проекта

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.

Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.

Образовательная область – оптимизация мыслительной активности детей через сотрудничество педагогов и родителей.

Вид проекта: творческий, информационно – исследовательский, среднесрочный, групповой; индивидуальный (совместно с родителями) .

Проблемный вопрос: «Зачем цветы на Земле? »

Цель: развитие экологического и эстетического воспитания детей.

Задачи:

Дать понятие, что такое цветок.

Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом) .

Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством.

Учить детей правильно сажать и выращивать цветы.

Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.

Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.

Развивать умение сравнивать и анализировать.

Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках. Пополнение и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах луговых, садовых, комнатных.

Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.

Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Методы проекта:

исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;

самостоятельное наблюдение;

коллективное наблюдение;

наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;

словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;

технология моделирования;

релаксация;

ароматерапия;

слушание музыки.

Формы организации проекта:

Познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир) ;

Экскурсии;

Дидактические игры

Трудовая деятельность детей.

Экологические викторины

Ресурсное обеспечение проекта.

Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.

Выставка поделок: цветы из бисера и в технике квиллинг

Наглядный материал:

а) цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;

б) настольно-печатные игры;

в) дидактические игры по экологии;

г)справочник лекарственных трав;

д) альбом «легенды о цветах»;

Оснащение природным и бросовым материалом.

Сроки реализации проекта: сентябрь– апрель

Ожидаемый результат: развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами). Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап

Сбор и анализ литературы по данной теме

Разработка плана реализации проекта

Разработка дидактических игр, пособий

Подборка иллюстративного материала.

Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме.

Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме.

Подготовить утилизированный материал, материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям.

Подготовка семян цветов, рассадников.

Задания родителям по подготовке мини-проектов о цветах.

Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме.

II. Основной этап

Беседа «Цветы – краса земли», «Почему их так назвали», «Цветочные сны», «Цветы – талисманы»,

Занятие «Цветы и время», «Красная книга Украины»;

Экскурсия в парк, цветочный магазин.

Цель: знакомство с цветами моего края.

Загадывание загадок, ребусов.

Заучивание и чтение стихотворений.

Чтение художественной, познавательной литературы,

Беседы: «Цветы в легендах, стихах, загадках, песнях», «Профессии людей, занятых в цветоводстве»

Занятие «К первоцветам в гости» (дать представление о первоцветах; научить определять их по описанию; находить связь между цветущими растениями и насекомыми; обогащать словарь).

Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов.

Дидактическая игра «Цветочный магазин» (закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты) .

Дидактическая игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка - стебель, листья цветок) .

Дидактическая игра «Найди растение по описанию» (уточнение знаний о строении цветка, закрепление названий комнатных растений) .

Занятия «Комнатные растения уголка природы» (закрепить знание детей о комнатных растениях; продолжать учить сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках; закрепить знания об условиях роста комнатных растений; развивать желания ухаживать за растениями) .

Подвижные игры.

Слушание музыки:

цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей.

В. Моцарт “Цветы”

П. И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”.

М. Протасов “Одуванчики”

Опыты и исследовательско -поисковая деятельность:

если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает.

где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или вдали от солнечных лучей) .

Трудовая деятельность на участке, в группе – посадка цветов, уход за ними.

Рассказы детей о цветниках дома, как они с родителями заботятся о цветах. В каких случаях дома дарят цветы?

Работа с родителями:

1. Консультация «Ребенок и природа (основы безопасности детей дошкольного возраста) ».

2. Консультация «Цветы для мамы»

3. Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать весной) ».

Художественно-творческая деятельность:

а) активное участие в мероприятиях, связанных с темой «Цветы»;

б) изготовление цветов из бумаги;

в) рисование цветов красками, карандашами, мелками, используя разные приемы:

г) принимать участие в выставках в детском саду:

- «Первые цветочки – мать-и-мачеха» (закрепление знаний о строении цветка, лекарственных растениях ближайшего окружения)

- Коллективное рисование в нетрадиционной технике «Букеты для мам» (закрепление знаний о строении цветка, развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам) .

Картотека дидактических игр:

«Цветок – твой талисман»;

«Угадай цветок по описанию»;

«Угадай цветок по загадке, по иллюстрации»;

«Собери цветок из геометрических фигур»;

«Укрась цветами ковер».

«Посади луговой и садовые цветки»

«Назови лишний цветок»

Наблюдения (пример: одуванчики распускаются с появлением солнца, если пасмурная погода, то они не распускаются, за цветами на рабатках.

День поэзии «Красивый цветок» (развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам) .

День загадок «Загадки Лесной феи».

Работа в уголке природы (уход за комнатными растениями – полив, уборка пыли с листьев

Работа с родителями:

1. Консультация для родителей «Как разводить сады и огороды на подоконнике».

2. Консультация «Ромашка» из серии «Вместе с детьми».

Оформление выставки поделок и рисунков «Цветы вокруг нас»

Открытое занятие Мини-музей «Цветы»

В ходе проекта:

мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали бесценный материал о цветах, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте.

У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия цветка то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.

Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, конкурсов.

Список использованной литературы:

1. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) : Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Под редакцией Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой./.

2. Е. А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”..

3. Л. А. Владимирская “От осени до осени”.

4. А. И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С.

5. А. В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников” .

7. С. Н. Николаева “Юный эколог” .

8. Н. А. Рыжова Экологическое образование в детском саду.