"Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова.
1. чем запомнился герой?
2. какие эпизоды понравились больше всего?почему?
3. чему научила книга? почему вы советуете ее прочитать?

  • В своем романе
    «Герой нашего времени» М. Ю. Лер­монтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны.
    Подавив восстание декабристов, Николай I
    стремился превратить страну в казарму — все живое, малейшие проявления свобо­домыслия
    беспощадно преследовались и подавлялись. Через два года после появления в
    печати «Героя наше­го времени» А. И. Герцен писал: «Поймут ли, оценят ли
    грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования?»

    «Герой нашего
    времени», — говорит Лермонтов в предисловии к роману, — это портрет,
    .составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их разви­тии».
    Лермонтов высказал «едкие истины» о жизни этого поколения, о его бездействии,
    растрате сил на пу­стые занятия. Автор показал в романе типичного моло­дого
    человека того времени — Печорина. Каков же ге­рой начала XIX века в представлении Лермонтова?

    Его судьба трагична.
    Григорий Печорин выслан из Петербурга за некую «историю» (очевидно, за дуэль из-за
    женщины) на Кавказ, по дороге с ним приключа­ется еще несколько историй, он
    разжалован, снова от­правляется на Кавказ, затем некоторое время путеше­ствует
    и, возвращаясь из Персии домой, умирает. За все это время он очень много
    пережил сам и во мно­гом повлиял на жизнь других людей. За свою жизнь Печорин
    разрушил много человеческих судеб — княж­ны Мери Лиговской, Веры, Бэлы,
    Грушницкого... Поче­му же так получилось?

    Ведь Печорина можно
    назвать весьма неординар­ным, умным, волевым человеком. У него широкий кру­гозор,
    высокая образованность, культура. Он быстро и верно судит о людях, о жизни в
    целом. Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию. Печо­рин не
    может удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Не от этого
    ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, даже с той, в которую
    влюблен? Через некоторое время его одолевает скука и он начинает искать чего-то
    нового, не думая о тех, с кем был рядом. Печорин пишет в своем дневнике:
    «...тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше действует; от этого
    гений, прикованный к чиновничье­му столу, должен умереть или сойти с ума...»

    Но мне кажется, что
    нельзя обвинять только самого Печорина в том, что он «сделался нравственным
    кале­кой». В этом виновато также общество, в котором нет достойного применения
    лучшим качествам героя. То самое общество, которое мешало Онегину и Ленско­му,
    которое ненавидело Чацкого, теперь Печорина. Так Печорин выучился ненавидеть,
    лгать, стал скрытен, он «хоронил лучшие свои чувства в глубине сердца, там они
    и умерли».

    Таким образом, можно
    сказать, что типичный моло­дой человек 30-х годов XIX столетия, с одной стороны, не лишен ума и талантов, в его душе таятся
    «силы не­объятные», а с другой стороны — это эгоист, разбиваю­щий сердца и
    разрушающий жизни. Печорин — это и «злой гений» и в то же время жертва
    общества.

    В дневнике Печорина
    мы читаем: «...Первое мое удо­вольствие подчинять моей воле все, что меня
    окружа­ет; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли
    первый признак и величайшее торжество власти». Его внимание к женщинам, жела­ние
    добиться их любви — это потребность его честолю­бия, жажда подчинить своей воле
    окружающих.

    Об этом говорит его
    любовь к Вере. Ведь между Пе­чориным и Верой стояла преграда — Вера была заму­жем,
    и это привлекало Печорина, который стремился добиться своего вопреки любым
    обстоятельствам.

    Но любовь Печорина к
    Вере все-таки больше, чем просто интрига. Когда он получил ее последнее письмо,
    то «как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего коня и пустился во
    весь дух догонять ее». Веру он не догнал, оставшись в степи без лошади, которая
    упала под ним. Тогда он упал на мокрую траву и за­плакал, пишет Лермонтов. Вера
    была единственной женщиной, которую Печорин любил по-настоящему. В то же время
    лишь Вера знала и любила Печорина не вымышленного, а реального, со всеми его
    достоинства­ми и недостатками. «Я бы тебя должна ненавидеть... Ты ничего не дал
    мне, кроме страданий», — говорит она Печорину. Но, как мы знаем, такова была
    участь боль­шинства людей, с которыми близко сходился Печорин...

    Я думаю, что, родись
    этот человек в другое время, он смог бы реализовать свои таланты на пользу себе
    и окружающим. Не случайно он занимает одно из цен­тральных мест в галерее
    литературных образов «лиш­них» людей. С другой стороны, Печорин — это герой
    своего времени, потому что в трагедии его жизни отра­зилась трагедия целого
    поколения молодых талантли­вых людей, не нашедших себе достойного применения.





Внимание, только СЕГОДНЯ!